Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе для детей 5-7 лет.
Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.
Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.
Игровые ситуации
Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.
Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?
Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.
Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.
Проблемные ситуации
1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.
Игры для развития детей.
Мышка
Возраст: 4 — 6 лет.
Цель игры: научить детей правильно определять правую и левую стороны.
Необходимое оборудование: листки бумаги размером 15x15 см, расчерченные на квадраты (всего должно быть по девять квадратов на каждом листке, центральная клетка должна быть закрашена), фигурки мыши, вырезанные из плотной бумаги. Количество таких заготовок должно соответствовать числу участников игры.
Ход игры (игра проводится в группе, но не более четырех-пяти детей, иначе взрослый не сможет уделить внимание каждому игроку и скорректировать возможные ошибки). Воспитатель раздает участникам игры по расчерченному листку бумаги и просит каждого поместить свою мышку в центральную (заштрихованную) клетку. Затем объясняет: «Эти мышки очень любят бегать наперегонки. Давайте подскажем им, куда нужно побежать». Затем ведущий дает команду «Вправо!», и участники игры передвигают мышку на соседнюю клетку с правой стороны от центральной. Если ведущий говорит «Вверх!», то это значит, что мышку надо переместить на одну клетку вверх. Если ведущий говорит: «Вниз!», то, соответственно, мышка «перебегает» на клетку, расположенную ниже той, на которой она сейчас находится. Если ведущий говорит «Влево!», то мышке нужно «перебежать» на соседнюю с левой стороны клетку. Таким образом, повторяя в произвольном порядке четыре команды («Вправо», «Влево», «Вверх» и «Вниз»), ведущий заставляет участников игры передвигать мышку из клетки в клетку. Наконец, ведущий говорит «Стоп!», и игра заканчивается. Побеждает тот участник игры, который, передвигая свою мышку из клетки в клетку, ни разу не ошибся.
Примечание. Для детей более старшего возраста можно усложнить задачу, расчертив квадрат на большее количество клеток (например шестнадцать).
Кто как ходит
Возраст: 4 - 5 лет.
Цель игры: научить детей распознавать знакомые им предметы по внешним признакам (в данном случае животных по тому, как по-разному они передвигаются). Кроме того, игра развивает воображение, координацию движений и логическое мышление (учит детей строить логические умозаключения на основе предложенных им признаков).
Необходимое оборудование: картинки (одинакового размера) с изображением зверей. Это могут быть как дикие, так и домашние животные. Главное, чтобы каждое из этих животных обладало набором ярких черт, проявляющихся в том числе и по тому, как оно передвигается.
Ход игры (игра может проводиться в группе). Ведущий (воспитатель) по очереди показывает картинки с изображенными на них животными детям, предлагает им вспомнить и назвать отличительные черты каждого из животных. Если игра проводится среди детей младшего возраста, то достаточно лишь расспросить их о том, как «говорит» то или иное животное. Если играют дети 4,5—5 лет, то можно предложить им вспомнить, где живет то или иное животное, чем питается.
Объясняя, ведущий должен воспроизвести походку каждого животного. Не страшно, если имитация получится утрированной: главное — объяснить детям, что заяц, например, маленький и легкий, поэтому умеет хорошо прыгать, а медведь большой и тяжелый, поэтому и ходит тяжело, вразвалку. Потом ведущий просит детей имитировать «походку» разных животных.
Чтобы закрепить у детей знания, полученные о животных, ведущий раскладывает на столе картинки изображением вниз, после чего участники игры по очереди подходят к столу, «тянут» картинку и, получив, таким образом, задание, изображают животное, подражая его «походке», но не называя его. Остальные дети должны догадаться, какое животное было изображено на картинке.
В заключение игры воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать стихотворения о животных или загадывает им загадки.
В качестве подготовительной творческой работы можно использовать следующий материал.
Русские народные загадки
♦ Зимой спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь)
♦ Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка )
♦ Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Четыре лапки,
Пушистый хвост. (Кошка )
♦ Зимой был белым,
Весной оробел:
Он серую шубку
Надеть не успел. (Заяц)
Светофорчик
Возраст: 4 - 7 лет.
Цель игры: научить детей соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя, переходя дорогу.
Необходимое оборудование: три кружка (красного, желтого и зеленого цветов), вырезанные из картона. Для удобства к кружкам можно приделать ручки из рейки или картона. Также для игры понадобится мел.
Ход игры. Ведущий (им должен быть кто-то из старших — воспитатель или учитель) напоминает детям правила дорожного движения, связанные со светофором. Повторив с детьми значения сигналов светофора, а также напомнив очередность их смены, ведущий начинает игру.
Среди детей выбирается «светофорчик», которому вручаются цветные кружки. Затем на полу мелом рисуется «зебра» — переход. Участники игры становятся по одну сторону «зебры», а «светофорчик» — по другую, на противоположный ее конец. Игра начинается. Суть ее состоит в том, что «светофорчик» поочередно сигнализирует кружками, а остальные участники игры переходят «дорогу» по «зебре». Выигрывает тот игрок, который наиболее грамотно выполняет правила.
Примечание. Для детей более старшего возраста задачу можно усложнить. Например, часть игроков может изображать пешеходов, а вторая часть — машины. В этом случае «светофорчику» вручается два набора кружков, чтобы он мог правильно сигнализировать тем и другим. На первых порах роль светофора может взять на себя старший, а затем можно поручить эту роль кому-то из детей. В последнем случае взрослый должен будет следить за ходом игры.
Назови профессию
Возраст: 5 — 7 лет.
Цели игры: познакомить детей с разными профессиями, их характерными признаками и необходимыми предметами. Игра развивает сообразительность и находчивость, а также способность детей к адаптации в обществе.
Ход игры. Суть ее состоит в том, чтобы угадать название профессии по ее приметам. Ведущий (им может быть как старший, так и один из детей) загадывает профессию. Не называя ее остальным участникам игры, он перечисляет только ее приметы. Приметами этими могут быть, например, необходимые для работы инструменты, результаты труда и т.д.
Выигрывает тот, кто первым определит загаданную ведущим профессию, после чего ведущим становится он сам.
В качестве предварительной работы можно выучить с детьми следующие стихотворения, посвященные разным профессиям.
Портниха
Целый день сегодня
Шью.
Я одела
Всю семью.
Погоди немного, кошка, —
Будет и тебе одежка!
А. Разцветников
Переплетчица
Заболела
Эта книжка:
Изорвал ее
Братишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму ее
И склею!
А. Разцветников
Кондитер
Дети, здрасте!
Вы любите сласти?
Я пеку пирожные
Всевозможные.
А. Разцветников
Слесарь
Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней —
Сноровка!
А. Разцветников
Писатель
Он не спит допоздна,
Сидит за столом у окна,
Думает, сочиняет.
Зачеркнет и вновь начинает...
Вот сказка, где умные мышки
Читают мышиные книжки,
Другая о том, как горилла
Смогла победить крокодила
И как возвели удальцы-молодцы
В двенадцати городах дворцы!
А. Разцветников
Вот так помощники!
Возраст: 5—6 лет.
Цель игры: научить детей выполнять определенные действия, подражая взрослым. Игра воспитывает нравственность детей (призывает их помогать старшим), учит их самостоятельности.
Необходимое оборудование: три небольшие тарелки, три сваренных вкрутую яйца и три картофелины, сваренные в «мундире».
Ход игры. Это игра-соревнование, в которой одновременно могут принимать участие три человека. Ведущий (воспитатель) спрашивает детей, как они помогают дома мамам и папам. Выслушав их ответы, ведущий подытоживает их, хваля детей за их хорошие поступки, и предлагает поиграть. Выбрав троих игроков, он подводит их к столам, на каждом из которых стоит тарелка с яйцом и картофелиной. Ведущий предлагает детям очистить яйцо и картошку на скорость. Побеждает тот, кто сделает это быстрее всех, но ведущий должен похвалить не только за быстроту, но и за качество выполненной работы, то есть поощрить надо и того игрока, который справился с заданием аккуратнее других. |